
08.09.2012 День 4: Куба-Губа или Сюр средь бела дня.
Утром мы собрали вещи и отправились на автовокзал – пункт назначения: г.Губа. До этого мы упорно называли этот город Куба, т.к. в LP в английской транскрипции этот город указан как Quba. У меня же в русскоязычной версии в путеводителе он указан как Губа, а на русскоязычной карте – как Куба. На самом же деле местные произносят его как нечто среднее между «к» и «г», нет в русском языке такого звука. Ну это мои заморочки. Я же все-таки лингвист по одному из образований.
Маршрутка от автовокзала уходит каждые полчаса. Билет в кассе стоит 2,8 AZN, но можно садиться напрямую в маршрутку за 4 AZN. Автовокзал новый и огромный, найти кассы там непросто – 5 этажей в первую очередь используются как торговые площади, и уж только во вторую – как автовокзал (кто был на автовокзале в Тае, особенно южном, - тот легко сможет себе это представить). Даже работающих в этом здании продавцов вопрос «Как пройти к кассам?» ставит в тупик.

Губа славится своими яблоками, Красной Слободой (поселение горских евреев), ну собственно и все. Нам же Губа в основном нужна была как транзитный пункт для поездки в Хыналык. Больше мы от этого городка особенно ничего и не ждали. Но вышло все совсем наоборот. Вот так всегда – иногда большие ожидания в итоге ничем не заканчиваются, если не случается еще хуже, и заканчиваются они разочарованием, а иногда и не ждешь ничего особенного, а впечатлений масса. А потом начинаешь воспроизводить в голове события – да вроде объективно то и не было ничего такого уж впечатляющего – но вот одно наложилось на другое, а тут кто-то хорошее слово сказал, а тут и друг улыбнулся, а потом солнце вышло – и жизнь становится прекрасна. И вроде бы вот это твое состояние счастья тебе кажется простым и естественным, а объяснить другому, почему оно все именно так и как оно все происходит, оказывается очень сложным. Практически невыполнимым. Но ведь без этих элементов неизвестности, неожиданности и отсутствия логической закономерности жизненная игра потеряла бы смысл.
Приехав, пошли заселяться в отель Шагдак, 1928-ого года постройки. Отель, как снаружи, так и изнутри, совершенно не привлекательный – «совиет стайл» в его самом жестком варианте. Но зато дешевый и в центре города. Правда идти от маршрутки с рюкзаками до него далеко, по жаре и в гору. Ну это, правда, как мы любим. Видимо. Раз уже не первый раз за 4 дня…
На входе комнатушка администратора с окошком – в комнате столик, телевизор и кровать. Спрашиваем, сколько стоит номер на троих. Администратор думает и говорит: 18 AZN, по 6 AZN с человека. Дороговато будет за такие хоромы. Начинаем торговаться. Он нам навстречу: можно и дешевле, по 5 AZN с человека плюс 1 AZN за душ (и объясняет, что вроде как душ один и предназначен для администрации гостиницы, а для клиентов платный.. это в гостинице то…) Смеемся: так ведь это те же 6 AZN. Но он оказался непреклонен. Делать нечего – соглашаемся на 18 AZN. Рюкзаки закинули и пошли есть.
Еще по дороге в отель заприметили недалеко местное кафе со столиками на улице – одни мужчины сидят, чай распивают и на солнышке греются. Ну может там и еда окажется? И действительно, правда выбора особого нет, дают что на кухне есть – но все вкусно! В итоге поели башбаш, мясо и закуски в ассортименте (за все по 3 AZN с чел.), а чаем нас уже хозяин угостил от заведения. Пока ели, со всеми познакомились: один картинки в путеводителе изучил, другой оказался директором нашей гостиницы – спросили у него про душ – говорит и в помине платного не было - посмеялись. Вообще люди в этом городе оказались чудесными. Мужчины, все преклонного возраста, все очень доброжелательные, культурные, даже одеты все с иголочки. Хоть и видно, что не богато одеты, но чисто и опрятно, все в костюмах. Ведут себя с достоинством, открыты к разговору и помощи, но в то же время совсем не навязчивы. И как-то сразу проникаешься к ним уважением. Мы потом еще не раз в поездке с любовью вспоминали Губу, и именно из-за таких простых, душевных и сразу располагающих к себе жителей. Ведь город в нашем сознании это в первую очередь те люди, которых мы в нем встретили.
После обеда решили сначала сходить на рынок за фруктами, пока он не закрылся, а после уж в Красную слободу. По дороге посмотрели город, встретили баню, халяльный магазин и лимузин.


Познакомились с юным продавцом магазина с богатым ассортиментом, от мячей до цемента.

Дети катаются на велосипедах, на ставшие нам уже привычными веревки хозяйки развешивают белье, выглядывают из-за калиток коты.



По-тихоньку, не шумно, город живет своей размеренной жизнью.
Рынок оказался колоритным, и богатым на женихов.





На рынке мы оказались просто звездами – все нас фотографировали, фотографировались с нами, затевали беседу или просто глазели. И вдруг все внимание от нас перенеслось куда-то в другую сторону рынка, мы увидели какое-то столпотворение и камеры. Спрашиваем у молодого человека (явно одет по-столичному): Что там такое? А он нас с оттенком гордости: Так это Жерар Депардье. Сейчас появится. Я ему, улыбаясь, отвечаю: Конечно! Он случайно не с Анджелиной Джоли тут? Молодой человек мне в ответ: Не верите? Ну так сейчас сами увидите!
И действительно, смотрим – идет.
И правда! Депардье.
В Азербайджане.
В городке Губа.
На рынке.
Действительно, что ж тут удивительного….

Оказалось, снимали фильм по мотивам 3-месячного путешествия А.Дюма по Кавказу в 1858г.

Небольшая съемочная грума – несколько испанцев и французов, плюс организационная группа из Баку. Вокруг ажиотаж полнейший, все друг друга фотографируют, переговариваются.

Мы тоже постояли, поглазели, тут же познакомились и пообщались с мужчиной из организационной группы, он нам выдал секрет, что дальше съемки будут проходить в городском парке. Решили, что Красная слобода от нас никуда не денется – стоит и стоит себе на другой стороне реки, и сегодня стоит, и завтра будет, а вот Жерар, как раз, объект более мобильный, и именно поэтому является в данном случае объектом первоочередной важности.
Отправились в парк занимать стратегические места. По дороге обсуждаем всю невероятность ситуации, вспоминаем детали, фантазируем, щеки уже болят от смеха, но позитив и эйфория переполняют нас. Около парка нашли магазин, купили вина (именно тогда мы и открыли для себя этот чудесный азербайджанский бренд Ивановка – в магазине просто кроме него не было никакого другого вина) и во всеоружии заняли центровую скамейку в парке. Подходит к нам директор гостиницы, приглашает вечером на шашлыки – да, да, мы не против, но только вечером, не сейчас, у нас пока тут важные дела.
Через какое-то время съемочная группа приезжает, Депардье проходит мимо нас, мы здороваемся с ним, он узнает нас, улыбается.

Они останавливаются у соседней скамейки, начинают готовиться к съемкам, тут начинает накрапывать дождик, где-то находят зонт, учитель видимо опаздывает так как все уже готово, Депардье сидит и скучает. Думаем, ну раз скучает, можно же и подойти тогда. Подходим, еще не успели вопрос задать, он нам сам говорит, мол садитесь, конечно, сфотографируемся! Мы садимся, он выхватывает у держащего над ним зонтик, чтобы самому подержать над нами, начинает что-то объяснять группе как лучше нас сфотографировать…

Потом спрашивает, откуда мы, как узнал, что Катя из Питера, сразу следующий вопрос: а была ли она в ресторане Барбареско – там, говорит, мое вино продается – Катя отвечает, что не была, потому что там дорого и у нее денег столько нет. Ну так вам и не надо много денег, вам нужно пользоваться моментом и приходить туда с такими как я. Посмеялись еще с ним, и отправились на нашу скамейку. Тут наш друг, директор гостиницы, идет. Не растерялся – ему тоже нужно с Депардье поздороваться. Спрашивает у нас, как там по-французски «здраствуйте» будет? Мы ему: Бонжур. И он, кивая головой, с уверенным видом подходит к Депардье, протягивает ему руку и произносит: Моржур! Моржур!
Мы еще пообсуждали со съемочной группой их дальнейшие планы, оказалось, они тоже едут в город Шеки, у них там запланированы съемки, а у нас по графику Шеки тоже на эти дни выходит. Депардье еще подумает, что мы его неистовые фанатки…
Съемочная группа уехала, мы пока остались в парке. Подходит к нам странный мальчик, показывает мне на фотоаппарат – предлагаем его сфотографировать, он не хочет, предлагаем сфотографировать его друга – тоже не хочет. Опять показывает на фотоаппарат. Не понимаем. Я даю ему подержать фотоаппарат, он радостно начинает его разглядывать, пытается фотографировать друга, друг уворачивается от камеры, потом срывается с места, мальчик срывается за другом и пытается фотографировать его на бегу, а я – не выпуская ремень от фотоаппарата, соответственно, за ним. Катя с Олей надрываются от смеха, я тоже, так как ситуация со стороны несколько странная: бегаем по парку от дерева к дереву; мальчик с другом тоже смеются, но уже от получаемого от процесса удовольствия.
Вечером все-таки пошли с директором отеля на шашлыки. Он отвез нас в ресторан: с улицы ничего особенного, а как войдешь внутрь – большущий уютный двор с шикарными беседками. Потом подошли два друга его, лет 50-ти. Один представился финансистом, другой приватизатором. Все было очень дружелюбно и гостеприимно, без каких-либо намеков. Стол ломился: были фрукты и закуски, шашлык и люля-кебаб, вино и курдюк. Очень душевно посидели: с тостами, с воспоминаниями – каждый из них в свое время служил или работал в России, им было приятно делиться своими воспоминаниями, узнать, что изменилось с тех пор. Молчалив был только финансист, тихо следил за полнотой наших тарелок и бокалов и слушал разговоры, а потом вдруг у него проснулся дар красноречия и он выдал замечательный, длинный и красивый тост. А когда он узнал, что мы на следующий день едем в Хыналыг, позвонил знакомому ему там директору интерната и договорился с ним, чтобы тот нас завтра встретил и разместил. Приятно такое гостеприимство!
Попрощались, директор отвез нас в гостиницу уже чуть заполночь. Мы вспомнили, как при заселении администратор предупредил нас, чтобы мы приходили не позже полуночи. А мы еще посмеялись тогда: Да мы раньше придем! Что тут еще делать то вечером… А в итоге вон оно как все получилось. Осмотр Красной слободы был передвинут на утро в виду особой важности всех событий дня, полные впечатлений мы с Катей на балконе обсуждали прожитое и даже отказались от душа – решили, что воспользуемся им завтра. Наивные, мы были еще не в курсе сложной системы нашего бдительного администратора. Для того, чтобы воспользоваться душевой, надо было просить ключ. И когда мы на утро обратились за ключом к сменщику нашего друга, тот потребовал от нас по одному манату, т.к. раз вчера Оля брала ключ, значит, мы все вчера и воспользовались душем, а за сегодняшний душ надо платить уже дополнительно. Ну это уже не могло омрачить нашего впечатления от этого чудесного места. Посмеялись и поехали так. Тем более до нас дотрагивался сам Депардье!
09.09.2012 День 5: Дорога в Хыналыг.
С утра был запланирован поход в Красную слободу. Я отказалась идти в пользу сна, и как потом оказалось, правильно. Катя с Олей рассказали про страшный ремонтирующийся мост, по которому я бы всё равно не прошла, да и сама Слобода оказалась, по их словам, не очень радостной – странное мрачноватое место, в котором, однако, есть здание с надписью Дворец Счастья и странные грустные и неприветливые жители.
Пообедали в нашем вчерашнем дружественном кафе. Там опять так же сидели все наши вчерашние друзья, все так же потягивали чай из маленьких стаканчиков и грелись на солнышке. Как же тут чудесно, и в этом кафе, и в этом городе! Все поинтересовались как наши дела, мы обсудили с ними все последние новости и наши планы. Дедушки посоветовали нам зайти на рынок и купить яблок для детей в Хыналыге – село высокогорное, своих фруктов там нет, а Губа славится своими яблоками. Рынок находится рядом с автовокзалом – поэтому обязательно зайдем! Ну что же, хоть и не хочется, но пора прощаться с этими замечательными людьми. На рынке мы уже как свои, знаем куда идти, здороваемся с продавцами. Выбираем яблоки, а продавец спрашивает: А груши не хотите? – Хотим. А подарите? – Подарю! Выбирайте! Пройдя еще пару метров, нашли даже инжир, который вчера безрезультатно искали.
Утренний автобус уже уехал, поэтому придется искать машину.